«Диалог»  
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЙ АЛЬМАНАХ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 


Александр КРЮКОВ

 

ПРИМА

П р е д и с л о в и е

 

              Если меня отлучат от театра - страшно рассержусь,

                                             а если отберут  кино -  могу убить...

                                                                                                                    Гила АЛЬМАГОР

 

Весной  2002 года в Москве состоялись гастроли израильского национального театра "Габима", и был показан моноспектакль "Лето из жизни Авии", поставленный и сыгранный примадонной театра Гилой Альмагор. За год до этого на русском языке вышла в свет книга Альмагор "Лето из жизни Авии". Эти события - отправные точки для разговора об очень интересном, ярком и самобытном мастере израильской культуры. Тем более что театр и литература - это лишь две  сферы деятельности этой одаренной женщины.

Вот уже не одно десятилетие Гила Альмагор занимает в бурной художественно-творческой жизни израильского общества столь видное место, что его, может быть, с известным допущением можно сравнить с местом Голды Меир в израильской политике 50-х - 60-х годов. Талантливая драматическая актриса, обладающая хорошими вокальными данными, сценарист, продюсер, известная общественная деятельница (член  муниципалитета Тель-Авива, председатель комитета по культуре и искусству) и, наконец, писатель. Лауреат ряда национальных и международных призов и премий, обладательница целой коллекции высоких творческих титулов, как официальных, так и неформальных, но зачастую - более ценных, например, «первая леди израильского кинематографа». О титуле «первой леди израильского театра» мы не можем говорить по этическим соображениям, поскольку он еще многие годы будет принадлежать несравненной Хане Ровиной (1892-1980), одной их основательниц и ведущей актрисе «Габимы» в течение значительного ряда лет. Показателен и такой факт: в вышедшем весной 2000 года фундаментальном справочнике  «1900-2000: Сто лет ивритской культуры в Палестине и Израиле» Гила Альмагор в разной связи и в разные периоды упоминается девятнадцать раз.

Вместе с тем, жизнь и творческий путь бесспорно самой известной сегодня актрисы израильского театра и кино далеко не всегда были гладкими и благополучными. Альмагор - сильная и яркая личность, которая, благодаря одаренности и повседневному труду  сумела стать одной из самых ярких фигур израильской культуры.

 

                                                                 1.

Гила Альмагор (Александрович-Грайбер) родилась в палестинском городке Петах-Тиква в 1939 году через четыре месяца после смерти ее отца («Его застрелил арабский снайпер», - твердо уточнила Гила во время одной из наших бесед). Когда девочке было четырнадцать лет, у ее матери обнаружилось психическое заболевание, поэтому Гила воспитывалась в различных детских учреждениях, в том числе - в известном интернате в поселении Хадасим. «С пятнадцати лет я уже не училась, а все узнавала из книг - много читала», - вспоминает она.

Еще в юности проявилось ее стремление стать актрисой, и девушка поступает в школу драматического искусства при театре «Габима». На профессиональную сцену Альмагор впервые вышла в возрасте семнадцати лет. Это была роль в спектакле «Под кожей наших зубов» по пьесе Торнтона Уайлдера.

Знавшие Гилу тогда, утверждают, что она была необыкновенно красива, хотя и очень невысока ростом - сто пятьдесят семь  сантиметров. Тогда же Альмагор выходит замуж за Или Горлицкого, в браке с которым прожила пять лет (1).  

После двух лет работы в «Габиме» молодая актриса переходит в другой тель-авивский театр - «Камери». Уход из «Габимы» был вызван стремлением Альмагор найти более широкие и современные возможности творческого самовыражения в среде молодых коллег. Дело в том, что театр «Камери» был создан в 1944 году группой молодых еврейских актеров (Йосеф Мило, Авраам Бен-Йосеф, Батья Ланцер и Роза Лихтенштейн),

стремившихся модернизировать, сделать более динамичным процесс становления театрального искусства в Палестине, и считавших классическую стилистику «Габимы» несколько устаревшей и тяжеловесной. Именно «Камери» стал первым театром, который начал активно ставить пьесы молодых израильских литераторов, в частности, Моше Шамира (род. в 1921) и Натана Шахама  (род. в 1925). В спектаклях «Камери» Альмагор сыграла ряд ведущих ролей. Среди них были Оливия в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру, Фани в спектакле «Мариус» Паниоля и Вирджиния в «Жизни Галилео Галилея» Бертольда Брехта.

        Тогда же  Гила, популярность которой стремительно росла, решает сменить свою настоящую фамилию Александрович-Грайбер на более короткую и гебраизированную  - Альмагор. Поговаривают, что к этому актрису подтолкнул знаменитый израильский сатирик Эфраим Кишон. Он однажды пошутил, сказав, что истинная фамилия Гилы занимает почти всю театральную программку...

          Восемь лет Альмагор активно работала в театре, насыщая  создаваемые образы характерными для нее динамикой, психологической глубиной и острым драматизмом. Молодая одаренная актриса внесла тогда свой заметный вклад в развитие современного израильского театра, именно в 50-е - 60-е годы проходившего трудный процесс становления как нового и самостоятельного вида искусства в провозглашенном в 1948 году Государстве Израиль. Тогда возник целый ряд театральных трупп и государство, несмотря на крайне скромные финансовые возможности, начинает поддерживать развитие местного театра.

Набрав практического профессионального опыта, Альмагор почувствовала, что для перехода к

(1) Сегодня И. Горлицкий - один из руководителей Союза творческих деятелей Израиля, который довольно остро конфликтует с Союзом актеров сцены, поддерживаемым Альмагор. На этой почве бывшие супруги обмениваются в прессе острыми выпадами.

 

 

принципиально новой и современной театральной стилистике ей необходимо творческое общение и даже учеба

в среде мастеров западноевропейского и американского театра, чьи духовно-художественные ориентиры и идеи начали энергично влиять на развитие театрального искусства в Израиле. Актриса оставляет работу в театре «Камери» и едет в Нью-Йорк, где поступает в известную театральную студию, которой руководили Ли Страсберг и Отто Хаген. Уже обладавшая определенным сценическим опытом, Альмагор, тем не менее, объективно оценивала свои возможности: "Много лет я не могла, например, плакать. Это было просто как физический недостаток. А вот Ли Страсберг научил меня этому".

После двух лет пребывания в Америке Альмагор возвращается в Израиль и начинает карьеру независимой актрисы. Она выступает практически во всех израильских театрах, заслуженно получая и воплощая главные роли в спектаклях. Это, например, Мэги в «После падения» Артура Миллера,  «Питер Пенн» в оригинальной версии крупнейшего израильского драматурга 60 - 70-х годов Нисима Алони (1926-1998), главные роли в спектаклях «Анна Франк»,  «Жанна Д'Арк», «Охота на ведьм».

В 1967 года на сцене нового театр «Бимот» Н. Алони осуществил постановку своей пьесы «Невеста и охота на бабочек», написанной специально для Альмагор. Спектакль, в котором актриса блестяще выступила в дуэте с ведущим израильским актером Йосси Банаем (род. в 1932), стал крупным событием театральной жизни в Израиле конца 60-х годов и выдержал более трехсот представлений. По этому спектаклю была также снята телевизионная версия. «Алони просто фонтанировал идеями», - вспоминает те годы актриса.

Год спустя на сцене того же театра Альмагор сыграла в спектакле «Ночь в мае», поставленном  по произведению ведущего современного израильского прозаика Авраама Б. Иехошуа (род. в 1936). По прошествии более года после Шестидневной войны (арабо-израильская война 1967 года)  израильское общество продолжало, в том числе и в художественно-драматической форме, осмысливать свои морально-духовные проблемы, по которым в стране не существовало консенсуса, несмотря на блестящую победу израильского оружия.

В 70-е годы Альмагор сыграла на израильской сцене чеховских героинь: Нина в «Чайке», Маша в «Трех сестрах» и Елена в «Дяде Ване». В 80-е годы актриса создала моноспектакль «Почти сильная», в котором продемонстрировала еще одну грань своего таланта, исполнив ряд песен на стихи ведущих ивритских поэтов.

В последнее десятилетие одной из самых ярких театральных работ актрисы стала роль Марии Калас в спектакле «Мастер-класс», поставленном в театре «Габима». Постановка создавалась звездами международного уровня. Автор - Теренс Макинли - президент американской ассоциации драматургов, который в 1996 году именно за эту пьесу был назван лучшим драматургом года. Музыку написал известный специалист по мюзиклам и операм Джонатан Папи (автор "Эвиты" с Мадонной в главной роли). " Однако все было бы напрасно, - писала одна из критиков (обозрение театрального сезона 1997 года в русскоязычном журнале "22",  N 110), - если бы надо всем не царила Гила Альмагор - Мария Калас. ... Несколько мгновений высокого искусства, давших возможность глубочайшего, чистейшего дыхания от ее - нет не "игры" - сжигающей все и всех жажды жизни на сцене, безапелляционно требовавшей аналогичной самоотдачи от каждого и отозвавшейся опрокинутой застывшей тишиной зала".

В 2001 году имя Альмагор несколько неожиданно прозвучало в связи с участием актрисы в откровенном и даже шокирующем модернистском спектакле "Монологи из вагины". Критики и некоторые журналисты обвинили актрису в снижении уровня художественной требовательности, в том, что она занялась "халтурой" (1). Действительно, Альмагор также снялась для красочного буклета, рекламирующего обувь одной фирмы.

"А что я буду есть? - прямо отвечает примадонна "Габимы. - Кто позаботится обо мне на пенсии? Союз творческих деятелей? А я хочу, когда состарюсь, ездить на такси, покупать билеты в театр, чтобы у меня всегда были в кармане десять шекелей. Не больше (2)".

По поводу участия в спектакле "Монологи из вагины" Альмагор объяснила: "Я не хотела играть в "Вагине", но было важно, чтобы в спектакле участвовала зрелая актриса, а ни одна не хотела браться за это. Теперь я рада, что занята в нем".

 

                                                                 2.

 

Не менее энергично работала актриса и в израильском кинематографе. Первый фильм, в котором она снялась, назывался «Раскаленные пески» (1960). Затем последовали еще десятки ролей. Наиболее яркие работы Альмагор были в фильмах «Эльдорадо» (1963, реж. М. Голан), самом популярном израильском кинофильме до настоящего времени «Салах Шаббати» (1964) и «Арвинка» (1967) - оба по сценарию и в постановке Эфраима Кишона. В 1966 году уже известный тогда израильский кинорежиссер и продюсер Менахем Голан снял детективный фильм «Фортуна», для участия в котором пригласил тогдашнюю звезду французского кино Пьера Брассара, а также Гилу Альмагор.

Любопытно, что молодая актриса проявила характер, и отказалась от образа записной красавицы, сыграв в этом фильме роль пожилой толстухи. Но сыграла настолько сильно и ярко, что именно после этого фильма знаменитый антрепренер Ольга Хорстиг пригласила эту "вторую Анну Маньяни" в Париж. Хорстиг тогда пообещала, что, если Гила оденется в то, что подберет ей Ольга, будет вести себя так, как скажет Ольга, и станет испольнять те роли, которые ей подберет она, Ольга, - израильской актрисе уготована в Европе судьба не второй Маньяни, а Гилы Альмагор Первой.

 "Я одеваюсь по своему вкусу, говорю, как хочу, и играю, что хочу!" - ответила Гила и вернулась в Израиль...

 Актриса также запомнилась зрителям по фильмам  «Моя мать - генеральша» (1979), «На тонкой нити» (1980) и «Жизнь по Агфе» (1992), снятом известным режиссером Аси Даяном (сыном знаменитого израильского генерала и политического деятеля).

 

(1) И на иврите это слово означает легкую, необременительную работу, которую делают походя, не напрягаясь, в свободное от основныых занятий время.

(2) Объявленный годовой доход супружеской четы Агмон - Альмагор в 2001 году составил 1157900 шекелей.

 

Альмагор выступала и в других кинематографических ипостасях. Так, она была одним из сценаристов фильма «Осада», который в 1969 году представлял Израиль на Каннском фестивале. Лента рассказывала о личной трагедии женщины (ее роль сыграла Альмагор), муж которой погиб в Шестидневной войне, трагедии особенно острой на фоне всеобщего ликования в стране по поводу победы. В 1971 году вышел на экраны сразу ставший очень популярным фильм «Королева автострады», сценарий к которому также написала Альмагор, сыгравшая и главную женскую роль - проститутки, пытающейся изменить свою жизнь.

Коллеги-кинематографисты, критики и главное - зрители безоговорочно считают Альмагор первой леди израильского кино. Актриса снялась уже более чем в пятидесяти кинофильмах, играя обычно ведущие роли. Как уже отмечалось, при создании ряда лент она выступала в качестве сценариста, а также продюсера. В течении творческой карьеры Альмагор десять раз (!) удостаивалась премии «Арфа Давида», присуждаемой лучшей актрисе года в кино или театре. В 1997 году Израильская академия кино наградила актрису призом за исключительный вклад в развитие этого вида искусства, а также за обширную и разностороннюю общественно-просветительскую деятельность. Ввиду авторитета и известности Альмагор в мировом кинематографе, ее регулярно приглашают в состав жюри ряда престижных международных кинофестивалей, а на кинофоруме в Карловых Варах она уже несколько лет является председателем  конкурсного жюри.

Кинематографическая деятельность Альмагор заслужила известность на высоком международном уровне. Музей современного искусства в Нью-Йрке провел ретроспективный показ фильмов с участием актрисы, а синематека канадского города Торонто организовала такой же показ под заголовком "Королева Гила".

Сюда следует добавить, что Альмагор также снялась в многочисленных телевизионных фильмах и постановках. Так, в конце 2000 году по второму  каналу израильского телевидения был показан сериал "Другая женщина", в котором одну из главных ролей сыграла Альмагор.

Актриса работала и на радио, в частности, восемь лет вела свою собственную регулярную передачу.

Российские зрители могли видеть Гилу Альмагор в известном фильме «Операция «Йонатан» (1977), демонстрировавшемся по нашему телевидению несколько лет назад. Фильм рассказывает об освобождении израильскими десантниками заложников, удерживавшихся палестинскими террористами в аэропорту Энтеббе (Уганда). Кассету с этим фильмом можно и сегодня найти в нашем видеопрокате. В ходе ставшей ежегодной Недели израильского кино в конце 90-х годов в  Москве были показаны фильмы «Тель-Авивские истории» (1992) и «Шхур» (1994), также с участием этой актрисы.

 

                                                             3

 

Наконец, третья сфера творческой деятельности Гилы Альмагор - литература. Склонность к литературному творчеству проявилась у актрисы еще в 60-е годы, когда она начала писать сценарии к художественным фильмам. Но собственно к литературе актриса обратилась почти вынужденно. В начале 80-х годов у Альмагор был очень трудный период (далеко не первый за ее долгую творческую жизнь). Шесть лет она была без работы, да - знаменитая Альмагор осталась без театра. Она была вынуждена обзванивать израильские театры и искать работу. А там удивлялись - кто искренне, а кто и ханжески: «Гилуш!? Ты - просишь работу?» И вот тогда-то актриса начала писать, причем очень быстро - так как все это уже созрело.

Роман «Лето Авии» вышел в свет в 1986 году. Он был написан на автобиографическом материале. Книга сразу стала популярна у израильских читателей, в среде которых, особенно - старшего поколения, еще очень остры воспоминания о трагических событиях Второй мировой войны, тяжелые морально-психологические последствия которых сказываются на многих израильтянах, переживших войну и Катастрофу. Вскоре роман был переведен на целый ряд европейских языков, в том числе - русский (и напечатан иерусалимским издательством "Библиотека Алия"), а также на хинди.

     Книга в художественной форме отвечает на многие вопросы, которые задают сегодняшние молодые израильтяне уходящему поколению своих дедов, переживших Катастрофу и так трудно адаптировавшихся в послевоенном Израиле 50-х годов прошлого века. Для иностранцев этот небольшой роман во многом проясняет причины и показывает истоки целого комплекса морально-этнических проблем и социальных коллизий  современного Израиля, страны, уже десятилетия находящейся в центре мирового общественного внимания. Приведу только слова литературного обозревателя крупной немецкой газеты «Зюддойче цайтунг», выразившего мнение многих немецких читателей о романе «Лето Авии»: «Это книга, которая оставляет вас онемевшим». Понятно, что мнение немцев в этой ситуации особенно значимо... 

 Альмагор поставила по книге моноспектакль (также показанный в Москве в мае 2002 года), ставший популярным у израильских зрителей, а также представленный и в других странах. Вскоре эта постановка была удостоена премии имени Ханы Ровиной. На сегодняшний день актриса дала более тысячи  представлений "Лета Авии".

 

Далее >> 

<< Назад к содержанию

 

БЛАГОДАРИМ ЗА НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ САЙТА ЕЛЕНУ БОРИСОВНУ ГУРВИЧ И ЕЛЕНУ АЛЕКСЕЕВНУ СОКОЛОВУ (ПОПОВУ)


НОВОСТИ

4 февраля главный редактор Альманаха Рада Полищук отметила свой ЮБИЛЕЙ! От всей души поздравляем!


Приглашаем на новую встречу МКСР. У нас в гостях писатели Николай ПРОПИРНЫЙ, Михаил ЯХИЛЕВИЧ, Галина ВОЛКОВА, Анна ВНУКОВА. Приятного чтения!


Новая Десятая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Елена МАКАРОВА (Израиль) и Александр КИРНОС (Россия).


Редакция альманаха "ДИАЛОГ" поздравляет всех с осенними праздниками! Желаем всем здоровья, успехов и достатка в наступившем 5779 году.


Новая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Алекс РАПОПОРТ (Россия), Борис УШЕРЕНКО (Германия), Александр КИРНОС (Россия), Борис СУСЛОВИЧ (Израиль).


Дорогие читатели и авторы! Спешим поделиться прекрасной новостью к новому году - новый выпуск альманаха "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" уже на сайте!! Большая работа сделана командой ДИАЛОГА. Всем огромное спасибо за Ваш труд!


ИЗ НАШЕЙ ГАЛЕРЕИ

Джек ЛЕВИН

© Рада ПОЛИЩУК, литературный альманах "ДИАЛОГ": название, идея, подбор материалов, композиция, тексты, 1996-2024.
© Авторы, переводчики, художники альманаха, 1996-2024.
Использование всех материалов сайта в любой форме недопустимо без письменного разрешения владельцев авторских прав. При цитировании обязательна ссылка на соответствующий выпуск альманаха. По желанию автора его материал может быть снят с сайта.