«Диалог»  
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЙ АЛЬМАНАХ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 

Главная > Гостиная > Презентация книги Александра Кирноса "Мидреш"

МИДРЕШ 

ЛИРИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ В СТИХАХ И ПРОЗЕ 

8

Этот спор бесконечен и, как мне представляется, бессмысленен. Способность верить – это шестое чувство человека. Только орган для этого шестого чувства человек развивает сам в течение всей жизни.

Незрячему трудно описать переливы сотен оттенков голубого, зелёного, бирюзового цвета на картинах Айвазовского; глухому невозможно передать прелесть Моцарта, щемящую печаль Грига; человек без обоняния не поймёт, чем восхищаются поклонницы Коти-Шанель. Но люди лишённые одного из пяти чувств догадываются, чего они лишены, и страдают от этого.

Люди, не обретшие веру, страдают не меньше, но зачастую не осознают свою жизнь, как страдание, а если и осознают, то не понимают почему. В последние два века эры Разума человечество в нарастающей степени испытывает ужасы мировых войн, социальных и технологических катастроф. Но, может быть, не всё ещё потеряно. Ведь пространства Веры и Разума не противостоят, а взаимодополняют друг друга. Человечество способно обучаться и, может быть…, может быть….

РОДНОЙ ЯЗЫК

 

Раз воплотиться, только раз,

но непременно в человека,

жить независимо от века,

пред ним не опуская глаз.

 

И ввысь пройти ущельем тесным,

и в небесах парить, как птица,

и, став стихом, рисунком, песней,

развоплотиться.

 

1

Живите в любви и согласии, согласии и любви.

На фотографии двадцатых годов, стоящей передо мной, дедушке Киве сорок два года, бабушке Блюме тридцать пять. Они сидят, он в строгом костюме с галстуком, она в парадном длинном платье. По бокам от них сидят сыновья: Аврум-Мойше и Залман, за их спиной старшая дочь Фейга – Рухл, между ними младшая Роза, перед ними полулежат, склонившись головами друг к другу, Геня и Боля.

К тридцати двум годам бабушка родила шестерых детей. Рожала с 1906 по 1919 годы с перерывами от двух до трёх лет. По-видимому, долго кормила детей грудью, вот и не беременела чаще. Все дети выросли здоровыми, девочки вышли замуж, мальчики женились, но вот детей у них всех вместе родилось десять, а выжило восемь. У восьми внуков дедушки и бабушки родилось одиннадцать правнуков. Несложные математические подсчёты дают коэффициенты рождаемости на одну супружескую пару: первое поколение – 6, второе поколение – 1,5, третье поколение – 1,375.

2

Дедушка с бабушкой прожили вместе пятьдесят пять лет. К этому рекорду из их детей приблизилась только Боля. Из шести детей бабушки только один сын женился дважды. В следующем поколении двое внуков женились трижды. Из сыновей бабушки только один женился не на еврейке. Из пяти внуков только двое, да и то в разных браках женились на еврейках. В результате из одиннадцати правнуков галахическими евреями являются только четверо, все они мальчики, и живут они уже не в России. Если посчитать общее количество еврейских мужчин и женщин, наследниками которых они являются, картина получается безрадостная. Непосредственно в их рождении приняло участие двадцать три человека, а если учесть родителей жён и мужей во всех поколениях получается сорок человек. То есть, через три поколения количество родившихся евреев уменьшилось на порядок. И при этом все выжили во время войны и не были подвергнуты политическим репрессиям. Социальная нестабильность и ассимиляция сделали своё дело.

3

Было ли это неизбежным. Не знаю. Во всяком случае, история сослагательного наклонения не имеет. Как говорила моя мама, – что выросло, то выросло. Сейчас очень многих интересует проблема самоидентификации. В разных культурах эта проблема решается по-разному.

В средиземноморской цивилизации, чем западнее, тем большее значение придаётся вероисповеданию. Исповедуешь иудаизм, значит, ты еврей и при этом не очень важно, кто твои родители. Иными словами, дух дышит, где хочет. В Сан-Хосе я познакомился с Ларри, голубоглазым американцем ирландского происхождения, который узнав, что я Jew, радостно сообщил мне, что недавно он тоже стал Jew, так как, женившись на еврейке, купил место в либеральной синагоге, соблюдает шабат и кошер. И в этом плане, наверное, он гораздо больший Jew, чем этнические евреи, не соблюдающие ничего.

В странах Центральной и Восточной Европы до настоящего времени основной является этническая модель. Возможно, это во многом следствие расовых теорий, так бурно расцветших здесь в двадцатом веке. Еврей тот, в ком течёт еврейская кровь. Правда, само отношение к качеству еврейской крови у евреев и неевреев несколько разнится.

Так, в гитлеровской Германии евреем считался не только сын еврея, но и внук, независимо от того по какой линии, материнской или отцовской, он её (то есть, кровь) получил. А в кого или во что он верил, и верил ли вообще, не имело значения. По-видимому, специалисты из ведомства господина Розенберга толковали понятие еврей расширительно и только к «осьмушкам» относились снисходительно.

Зеркальным отражением законов гитлеровской Германии о правах евреев является действующий в Израиле Закон о возвращении. Правда, и сын еврея и внук по отцовской линии, имея право на возвращение, евреем, тем не менее, не признаются.

По Галахе еврей только тот, у кого мать еврейка. И если в семье во всех поколениях дочери рожали детей от неевреев, всё равно эти дети признавались евреями. Когда-то, два десятка веков назад, мудрецы, издавшие это постановление, проявили акт высочайшего гуманизма и практической целесообразности, так как над женщинами разгромленной Иудеи совершались акты насилия и необходимо было сохранить детей, родившихся вне брака.

Какому уровню самосознания это соответствует сейчас, я не знаю, но мне кажется, что это проявление консерватизма мышления, отдающее должное проблеме раннего послеродового воспитания (детские психологи считают, что человек формируется до пяти лет, а воспитывает ребёнка в этом возрасте преимущественно мать).

В ортодоксальных еврейских общинах проблема идентификации решалась просто: еврей тот, у кого родители (мать) евреи и кто исповедует иудаизм. То есть, еврей тот, у кого в еврейском теле еврейский дух. Объяснение такой позиции достаточно простое: евреи не служители, а носители культа, поэтому нет иудаизма без евреев.

Но, если нееврей совершает гиюр, то он признаётся евреем и в ортодоксальной общине, кем бы он до этого не был.

А кто же мы? Кто мы – половинки, квартероны, и даже галахические “чистокровные” евреи, выросшие на русском языке и русской культуре, люди, утратившие во время построения социализма не только национальную, но и общегуманистическую традицию?

4

Куда бы нас ни бросила судьбина

и как бы ни хватала за кадык,

всё те же мы — нам целый мир чужбина,

отечество одно — родной язык.

 

Мы – русские евреи и у нас особая ментальность. А что это такое? Красивое слово. Вроде бы оно характеризует с одной стороны способ восприятия человеком окружающего мира, а с другой – возможности восприятия, обусловленные наследствен-ностью и воспитанием. Наверняка есть ещё не одна сторона, но, как мне представляется, одна из самых важных – родной язык.

В Военно-медицинской академии мы получили серьёзное естественнонаучное образование, но я так и не смог понять, что было вначале: курица или яйцо. Авторитеты говорили, что всё – ab ovo – из яйца. Но откуда яйцо? Тора утверждает, что вначале всевышний создал человека, то есть курицу, но в мидраше говорится, что ещё за две тысячи лет до этого он создал Тору, то есть яйцо. В общем, ясности в этом вопросе нет.

5

В эволюционном учении Дарвина, я постоянно спотыкался на проблеме: человек разумный и речь. То есть, как человек в некотором роде пишущий, я понимал, в каких муках рождается слово, а, как врач, понимал также, что для его рождения необходимы соответствующим образом устроенные родовые пути. Единственное, чего я не мог понять, а что же было вначале?

– Если вы считаете, что у меня есть ответ на поставленный вопрос или хотя бы намёк на его разрешение, вы ошибаетесь. Я не оригинален и вопросов у меня больше, чем ответов. Но еврейская традиция говорит, что учитель не должен быть нетерпелив, а ученик не должен быть застенчив. Вот я и не стесняюсь.

Когда при изучении иврита я наткнулся на глагол «лехиштамеш» – обслуживать, то сказать, что я был поражён, это не сказать ничего. Выяснилось, что от этого глагола происходят два существительных: «шамаш» – служка, и «шэмэш» – солнце. И когда до меня дошло, что солнце и служка – однокоренные слова, – вдруг у меня внутри вспыхнула молния.

Если это так, то народам, которые употребляли этот глагол, трудно было стать солнцепоклонниками, а, значит, и огнепоклонниками. И тогда понятно, почему человек, отринувший язычество и пришедший к единобожию, был семитом.

Но если это так, то что же, эти народы вначале постигли единство мира и создали для этого адекватные такому мировосприятию слова, или вначале возникли слова, создавшие соответствующее мировосприятие. А, может быть, действительно, как говорится в Торе, первый человек обладал полнотой знания, впоследствии утраченной.

6

Ещё один пример того, чем отличается раннее семитское и несемитское мировосприятие. Для меня ключевая фраза, после которой история разделилась на два потока: «Наасе вэ нишма».

Слова, сказанные евреями при даровании Торы на горе Синай, означали: «Сделаем и поймём». Но ведь «нишма» производное от глагола «лишмоа», а главное его значение: услышать. То есть понимание связано, с одной стороны – с действием (отсюда у Маркса: практика – критерий истины), а с другой стороны – не со зрением, а со слухом. Но ведь зрение – основа конкретно-образного мышления, а речь – абстрактно-логического. И если для кого-то услышать и понять, (а не увидеть и понять) – основа мировосприятия, то какая же пропасть между ним и тем, для кого "лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать". Это принципиально разные миры. Следствием понятийного мировосприятия является убеждение, что зрение, мир зрительных образов, только отвлекают от познания истины, отсюда вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира».

7

Пушкинский пророк стал для меня одним из самых сильных литературных впечатлений юности, но очень долго я не мог себе объяснить, что, кроме магии звуков привлекало меня. И только потом понял.

 

Перстами лёгкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

 

Всего четыре строчки, но дальше….

 

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон.

И внял я неба содроганье.

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

 

И у Пушкина: услышал – и внял, то есть понял. Да, самого главного глазами не увидишь.

8

На человека воздействуют различные поля: этнические, конфессиональные, культурные.

Когда-то давно один мой сослуживец сказал, что человек похож на арфу, и строй души, как строй струн. Подует ветер, и откликнутся не все струны, а те, которые соответствуют данному ветру. Только сейчас я начал понимать этот образ.

У каждого человека индивидуальная врождённая способность восприятия разных ветров: от Эола до Борея, но не всем удаётся попасть под воздействие родного ветра и тогда вместо самобытной симфонии слышится что-то тривиальное. Музыка сфер включает в себя все возможные мелодии, но каждый откликается на свою. И какое счастье, если выпадает возможность её услышать и откликнуться. И ещё. Существуют абстрактные понятия: цветок, дерево, человек. Но в конкретном мире нет цветка, дерева, человека вообще. Есть колокольчики, ромашки, астры, дубы, пальмы. Есть люди разных национальностей, вер, культур.

Каким ужасным был бы выхолощенный единообразный геометрический мир, если бы он реализовался на нашей Земле. Развитие возможно не за счёт стирания различий, а благодаря выявлению надэтнических и надконфессиональных смыслов, интеграции их в единых этических и культурных полях.

 

КОММЕНТАРИИ

1 Собрание текстов, образующих последовательный комментарий к библейским книгам

2 Райский сад (иврит).

3 Как правило, Торой называют Пятикнижее Моисе́ево или Кни́ги Моисе́евы.

4 Один из выдающихся основоположников раввинистического иудаизма (около 35 — 135г.г.).

5 Числовое значение слова (иврит).

6  В 1805–56 гг. название в России несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рождения за военным ведомством, а также взятых принудительно в кантонисты малолетних бродяг, детей евреев, раскольников, польских повстанцев, цыган и прочих.

7 В современных иврите и идише — обозначение нееврея (не-иудея в иудаизме, аналогично слову «иноверец» в русском языке.

8 Городок, местечко (идиш).

9 Молитвенное покрывало — талит (иврит).

10 Молитвенные принадлежности — тфиллин (иврит).

11 Поучения отцов – талмудический трактат, посвящённый вопросам этики и психологии человека

12 Выдающийся законоучитель Второго храма (конец 1в. до н.э. Начало 1 в. н.э.)

13 Многотомный свод правовых и религилзно-этических положений иудаизма

14 Законоучитель (иврит).

15 Святой, мудрец (иврит).

16 Завет, заключённый Всевышним с еврейским народом у подножия горы Синай в 13 веке до н.э.

17 Слушай - начало молитвы: Шма, Исроэль - Слушай, Израиль (иврит).

18 В шестой день согрешившие Адам и Ева спрятались в саду и Адам услышал голос Всевышнего: Адам, где ты? Предание говорит, что вопрос был обращён к этическому пространству Адама и Всевышний спрашивал Адама, как он мог «потеряться» и уклониться от соблюдения единственной запретительной заповеди, которая была дана первой паре людей в райском саду. Адам не нашёл в себе мужества признаться в совершённом им грехе и покаяться, следствием чего и было изгнание из райского сада.

19 Ефим, не скрипи зубами (идиш).

 

======================================

 

1 | 2 | 3 | 4| 5| 6| 7

 

В Гостиную >

БЛАГОДАРИМ ЗА НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ САЙТА ЕЛЕНУ БОРИСОВНУ ГУРВИЧ И ЕЛЕНУ АЛЕКСЕЕВНУ СОКОЛОВУ (ПОПОВУ)


НОВОСТИ

4 февраля главный редактор Альманаха Рада Полищук отметила свой ЮБИЛЕЙ! От всей души поздравляем!


Приглашаем на новую встречу МКСР. У нас в гостях писатели Николай ПРОПИРНЫЙ, Михаил ЯХИЛЕВИЧ, Галина ВОЛКОВА, Анна ВНУКОВА. Приятного чтения!


Новая Десятая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Елена МАКАРОВА (Израиль) и Александр КИРНОС (Россия).


Редакция альманаха "ДИАЛОГ" поздравляет всех с осенними праздниками! Желаем всем здоровья, успехов и достатка в наступившем 5779 году.


Новая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Алекс РАПОПОРТ (Россия), Борис УШЕРЕНКО (Германия), Александр КИРНОС (Россия), Борис СУСЛОВИЧ (Израиль).


Дорогие читатели и авторы! Спешим поделиться прекрасной новостью к новому году - новый выпуск альманаха "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" уже на сайте!! Большая работа сделана командой ДИАЛОГА. Всем огромное спасибо за Ваш труд!


ИЗ НАШЕЙ ГАЛЕРЕИ

Джек ЛЕВИН

© Рада ПОЛИЩУК, литературный альманах "ДИАЛОГ": название, идея, подбор материалов, композиция, тексты, 1996-2024.
© Авторы, переводчики, художники альманаха, 1996-2024.
Использование всех материалов сайта в любой форме недопустимо без письменного разрешения владельцев авторских прав. При цитировании обязательна ссылка на соответствующий выпуск альманаха. По желанию автора его материал может быть снят с сайта.